Что делать, если клиент всё время отвечает “я не знаю!”

“Я НЕ ЗНАЮ” — часто отвечает мой четырехлетний сын на какой-нибудь вопрос. А через пару секунд сам же дает на него развернутый ответ. Иногда такой, что диву даёшься) Как будто ему нужна пауза, чтобы обдумать ответ где-то там внутри своей маленькой головки, и эту паузу надо заполнить какими-то словами.

“Я не знаю”, – часто отвечают мне клиенты на коуч-сессиях. И…. все! Дальше ответа у них нет. Нужны уже инструменты и техники, которые мы используем на коуч-сессиях.

Я задумалась. В чем же тут дело? Почему эта пауза у клиентов становится бесконечной?

Мне тут видится вот что:

Отвечая “не знаю”, мы как бы прячемся от возможных вариантов ответа, снимаем с себя ответственность за свой выбор.
“Ну не знаю я, и все тут” = “Я в домике”, Спроси у кого-нибудь другого”. Что с такого клиента возьмёшь?))

А что в этот момент происходит с коучем, особенно начинающим, который еще не имеет достаточно опыта и уверенности?

Часто коуч теряется после такого ответа, (особенно после нескольких таких ответов подряд) и начинают судорожно переформулировать вопрос или задавать следующий, а то и сразу парочку вопросов. При этом внимание с клиента переводится на себя, свои переживания, теряется раппорт, и вся сессия идёт не туда…

Что же делать? Какие могут быть варианты? Давайте поисследуем.

Для начала, как мне видится, важно сохранить спокойствие и концентрацию на клиенте. Сохранить позицию активного слушания. Ну, вы поняли – остаться в коуч-позиции)) Важно поддержать клиента в этом “незнании”. Показать, что “не знать” – это нормально.

А дальше могут быть вопросы на выбор:
“А что мешает вам узнать?”
“Что не хватает, чтобы знать?”
“А если бы вы знали, то что бы ответили?”
“Кто может знать ответ на этот вопрос?” И дальше “докрутить” этот вопрос.

Если клиент назвал имя или образ того, кто знает, можно спросить: “А что бы этот человек ответил на такой вопрос? Как бы он поступил?” и т.д.

Это самый просто вариант.

НО! я люблю исследования и эксперименты! В моей практике лучше всего срабатывал вот какой вариант:

Коуч предлагает клиенту немного побыть с этим “не знаю”. Особенно это срабатывает в тех случаях, когда вопрос касался фундаментальных ценностей клиента, поиска новых состояний, важных решений.

Предложить клиенту почувствовать, где это “не знаю” находится в теле, дать этому состоянию место, описать его, позволить побыть в нем. Почувствовать, какие приходят варианты, примерить их на себя, не пытаясь сразу дать оценку вариантам “хороший” или “плохой”..

Коуч в такой момент должен помочь клиенту ещё больше погрузиться в это состояние исследования. И тогда, из внутренней тишины, приходит наилучший ответ! Тот, который как раз запускает внутреннюю трансформацию, приводит к инсайтам.

В моей практике бывало так, что это исследование “не знаю” занимало 10 минут. А бывало и такое, что человек уходил с этим состоянием “незнания”. И ответ приходил к нему через 2 часа или через день. Уже после сессии.

Мне нравятся такие работы. На внутреннее исследование и трансформацию. Потому что именно они приводят к глубинным изменениям в самом человеке. А эти изменения не только дают ответ на запрос клиента на коуч-сессию, но и оказывают влияние на все сферы жизни человека.

Если вы начинающий коуч, не бойтесь ответа “не знаю”. Попробуйте заглянуть глубже, что стоит за ним? Или может быть, вы сами часто спешите ответить себе “не знаю”?

Total
0
Поделились
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья
эмпатия

Эмпатия: как развить и о чем говорит ее отсутствие 

Следующая статья
7 ситуаций, когда коучу срочно нужно повышать стоимость консультаций

7 ситуаций, когда коучу срочно нужно повышать стоимость консультаций

Топ услуг, которые легко продать клиенту