Как создать команду мечты: 20 советов для построения успешного коллектива единомышленников

команда иллюстрация

Если сотрудники обсуждают рабочие проекты, обмениваются опытом, получают мотивацию и обратную связь от руководителя, то предприятие обречено на успех. Когда каждый работает «за себя» и только и ждет дня зарплаты, ничего хорошего для бизнеса это не принесет. Фирма будет процветать, если над общим делом будет трудиться настоящая команда, объединенная общими целями. Делимся секретами, как ее создать.

Этапы формирования команды 

В своем становлении команда проходит четыре этапа.

  1. В начале работы над проектом люди мало знакомы друг с другом. Они пытаются произвести хорошее впечатление и скрывают особенности своего характера и поведения. Коллектив еще плохо представляет цель.
  2. Второй этап ― притирка. Здесь уже возникают первые конфликты, разногласия. Компетенции руководителя ставятся под сомнения, а из-за распределения обязанностей и ролей начинаются споры. 
  3. На третьем этапе появляются «зачатки» команды: внутри коллектива складываются определенные правила и нормы, прорисовывается четкий план работы, налажена система связей между сотрудниками.
  4. Последний этап ― создание полноценной команды, которая работает над проектом максимально слаженно и организованно. Если у кого-то возникают трудности, другие приходят на помощь, а руководитель становится бесспорным лидером, которому доверяют.

Принципы командообразования

команда на работе

Эффективная и дружная команда единомышленников действует на основе пяти принципов.

  1. Прозрачность (распределение ролей, понятные цели и план действий).
  2. Равенство (между подчиненным и руководителем есть уважение и дистанция, но никто не переступает черту и не переходит на личности).
  3. Доверие (никто не старается скрыть ошибки и промахи, страхи и неуверенность, все общаются открыто и честно).
  4. Уважение (в настоящей команде нет места нецензурной брани и токсичным фразам).
  5. Общие ценности (все члены команды смотрят в одном направлении и концентрируются на едином результате).

20 советов для создания команды мечты

Чтобы собрать вокруг себя «правильных» людей для стартапа или нового бизнес-проекта и сформировать настоящую команду единомышленников, следуйте нашим рекомендациям.

  1. Составьте портрет идеального сотрудника. Включите в него не только профессиональные качества, но и внешний вид ― пропишите каждый нюанс и характеристики, которые неприемлемы. Сверяйте с этим портретом реального кандидата.
  2. Для подбора персонала в проект пользуйтесь разными каналами. Найти члена команды можно через нетворкинг, на специализированных сайтах по поиску работы, в социальных сетях, кадровых агентствах.
  3. Заранее подготовьте вопросы для собеседования с претендентом на вакансию.
  4. Проверяйте потенциального работника на соответствие ценностям компании ― так будет проще в будущем наладить общение.
девушка начальник
  1. Выясните мотивацию кандидата. Чего он хочет больше всего ― денег, работать в сплоченной команде или свободно выражать себя?
  2. Обязательно расспрашивайте о профессиональных навыках и знаниях.
  3. Проведите тест на стрессоустойчивость, уровень критического мышления, лидерский потенциал, эмоциональный интеллект.
  4. Пользуйтесь правилом трех О: член команды должен быть осознанным, осмысленным и ответственным.
  5. На собеседовании задавайте больше открытых вопросов, давая претенденту на должность возможность высказаться.
  6. Чтобы оценить способность мыслить в нестандартных ситуациях, предлагайте решать кейсы и приводите реальные примеры из жизни компании.
  7. Уделяйте внимание обучению членов команды, развивайте их профессиональные компетенции, отправляя на курсы, мастер-классы, конференции.
  8. Ставьте перед коллективом сложные задачи, но чередуйте их с простыми, предлагайте самостоятельно выбрать роль в проекте.
  9. Не загоняйте сотрудников в рамки: давайте им определенную степень свободы, чтобы каждый мог выразить себя.
  10. Приглашайте в команду «чужаков». Разбавляйте ее новыми сотрудниками, которые смотрят на работу по-другому и предлагают неординарные способы решения стандартной задачи. 
  11. Установите четкое расписание и правила ― им должны следовать все. Вы в том числе.
  12. Не уходите от конфликтных ситуаций. Решайте разногласия в моменте, «здесь и сейчас». В эффективной команде не бывает напряженности и недомолвок.
  1. Возьмите за правило давать обмениваться обратной связью. Важно, чтобы каждый понимал, какой он внес вклад в общее дело, и в какой точке сейчас находится компания.
  2. Забудьте слово «ошибка» ― это всего лишь несработавший вариант решения задачи. Ошибаться нормально, и это должен понимать каждый член команды, чтобы не бояться сделать неправильный шаг.
  3. Критикуйте сотрудников только по делу и никогда не переходите на личность и оскорбления. Объясняйте и приводите веские аргументы, почему предложенный вариант выхода из ситуации не подходит.
  4. Благодарите. Если кто-то сделал что-то хорошо, говорите «спасибо». Вроде бы мелочь, но человек поймет, что он приносит пользу команде и его ценят.

Повторим пройденное

рабочий коллектив

Эффективная команда не появляется сразу: коллектив должен пройти несколько стадий развития, чтобы называться именно командой. Ее успешность зависит не только от профессиональных навыков и умений, но и от личностных качеств сотрудников, их мотивации и желании добиваться большой общей цели. 

Создать команду мечты может только тот руководитель, который будет проявлять уважение к подчиненным, ставить реальные цели и не отчитывать за промахи. 

Заключение

Как вы считаете, существуют ли «команды» вообще?

Поделитесь в комментариях своими мыслями: возможно ли создание dream team? Расскажите о своем опыте ― случалось ли вам работать в настоящей команде? Насколько это было легко или, наоборот, трудно?

Total
0
Поделились
2 комментария
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья
усталость иллюстрация

Восстановление сил: 40 советов как бороться с ежедневной усталостью и поддерживать энергию организма