Взгляд коуча: разбор сериала «Слово пацана».

В сериале показано падение подростка-пианиста до члена уличной группировки. Было ли это предопределено средой, в которой оказался Андрей? Был ли возможен другой исход? Разберем с точки зрения коуча.

Сериал «Слово пацана» – портрет ушедшей эпохи – вызвал мощные эмоциональные дискуссии в интернете и в реальной жизни. Но эта статья посвящена не обзору сериала и не рефлексии о тяжелом прошлом страны (далее в тексте встречаются спойлеры).

В «Слове пацана» показан путь подростка – талантливого и с высоким потенциалом – вниз по наклонной плоскости. И создается впечатление, что падение это было полностью предопределено из-за крайне неблагоприятной внешней среды (нищета, унижения, дворовая культура).

Но так ли это? Не думаю.

Что я как коуч вижу в этом сериале?

Альфа и омега падения Андрея (Пальто) – это отсутствие картины потребного (и социально приемлемого) будущего.

Образ потребного будущего – это базовое условие для достижения целей. Как маленьких, так и масштабных.

И нельзя ведь сказать, что мама Андрея не пыталась сформировать у сына картину социально приемлемого будущего. Но получилось ли у нее? Нет. Зато получилось у лидеров двора. Для коуча этот сериал – инструкция, как НЕ НАДО формировать свое будущее и будущее своих детей.

Разберем подробнее.

Потребное будущее – это то, что представляется:

А) конкретным

Б) измеримым

В) достижимым

Г) реалистичным

Д) определенным во времени

Рассмотрим по пунктам:

А) Конкретика в целеполагании.

У Андрея нет мечты. Вообще нет. И, как следствие, четко сформулированной цели тоже нет. Да, мама говорит – «занимайся музыкой, будь хорошим мальчиком, поступишь в институт». Но это все процесс, а к чему он должен привести? Так как мать не смогла предложить Андрею ролевую модель или образ, в который он мог бы поверить, мальчик сделал выводы – предлагаемый матерью путь ведет в ту точку, где находится их семья. А зачем учиться и подвергаться унижениям, чтобы в конечном счете жить в нищете и страхе?

У лидера пацанов эта конкретика была, да, сильно искаженная – но была. И оказалась вне конкуренции.

Б) Измеримость цели.

Что конкретно могли бы дать Андрею музыка и поступление в институт? К сожалению, это осталось для него смутной абстракцией, более того – на каждом шагу обесценивалось. А ведь можно было измерить цель:

– временем, которое понадобится, чтобы навсегда покинуть район и уехать в лучшую жизнь, в другой город или страну;

– количеством достижений, которое понадобится, чтобы начать зарабатывать такую-то сумму (например, можно было бы играть в группе, если прокачаться в игре на синтезаторе);

– местом, куда он мог бы перебраться (даже если был бы другой район или город);

– обществом, куда он станет вхож.

Но это так и осталось для него загадкой. А вот во дворе все было понятно – деньги делятся по возрасту, статус зависит от лет и от соблюдения кодекса.

В) Достижимость цели.

Будущее представлялось одним большим смутным пятном, полным неопределенности. А у лидера пацанов эта достижимость прослеживалась – просто будь пацаном, оставайся с нами, и по мере взросления продвинешься по иерархической лестнице.

В) Реалистичность цели.

К сожалению, на каждом шагу Андрей встречал подтверждение безальтернативности своего существования. Даже серые обшарпанные дома как будто утверждали – мы единственная возможная реальность. Заметьте, что мы видим Андрея только в узком мирке двора, как будто в Казани того времени не было красоты и архитектуры.

А ведь на каждом шагу жизнь подбрасывала ему альтернативы – вот музыкальная группа (хотя и состоящая из малоприятных персонажей), вот работа в милиции, вот возможность стать суворовцем. Но ни одну из ролей у него не получилось примерить на себя и счесть реалистичной. Ничего удивительного – детская психика чрезвычайно генерализована (склонна к обобщениям). Помочь подростку нарисовать реалистичную цель – «работа» взрослых.

Г) Определение времени для достижения цели.

В мире пацанов время – это вечно застывшее сегодня, каждый день похож на предыдущий. И определенность вносит только дворовая иерархия, которая выстраивается по возрасту.

Было ли у Андрея понимание, что через 3-4 года он может поступить в институт и уехать из серых дворов навсегда? Конечно, нет. Да и куда бы он уехал, если не было даже образа места, где он хотел бы жить.

И не случайно Андрей делает все, чтобы не быть принятым в Суворовской училище. Для него покрыто мраком неопределенности все, кроме четкой и ясной картины жизни, нарисованной единственным авторитетным взрослым в его жизни – Вовой Адидасом.

Сериал отлично иллюстрирует, что природа не терпит пустоты. Место образа будущего обязательно что-то займет. И каким будет это что-то – зависит только от окружения, если осознанно не заниматься формированием своих целей (или не помогать это делать своим детям). И в сложные времена вдвойне важно твердо следовать своему внутреннему курсу.

Total
0
Поделились
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья

Скрытая агрессия: невидимый зверь, разрушающий личность

Следующая статья

Инструкция к успешной реализации женщины

Топ услуг, которые легко продать клиенту