Сериал «Слово пацана» – портрет ушедшей эпохи – вызвал мощные эмоциональные дискуссии в интернете и в реальной жизни. Но эта статья посвящена не обзору сериала и не рефлексии о тяжелом прошлом страны (далее в тексте встречаются спойлеры).
В «Слове пацана» показан путь подростка – талантливого и с высоким потенциалом – вниз по наклонной плоскости. И создается впечатление, что падение это было полностью предопределено из-за крайне неблагоприятной внешней среды (нищета, унижения, дворовая культура).
Но так ли это? Не думаю.
Что я как коуч вижу в этом сериале?
Альфа и омега падения Андрея (Пальто) – это отсутствие картины потребного (и социально приемлемого) будущего.
Образ потребного будущего – это базовое условие для достижения целей. Как маленьких, так и масштабных.
И нельзя ведь сказать, что мама Андрея не пыталась сформировать у сына картину социально приемлемого будущего. Но получилось ли у нее? Нет. Зато получилось у лидеров двора. Для коуча этот сериал – инструкция, как НЕ НАДО формировать свое будущее и будущее своих детей.
Разберем подробнее.
Потребное будущее – это то, что представляется:
А) конкретным
Б) измеримым
В) достижимым
Г) реалистичным
Д) определенным во времени
Рассмотрим по пунктам:
А) Конкретика в целеполагании.
У Андрея нет мечты. Вообще нет. И, как следствие, четко сформулированной цели тоже нет. Да, мама говорит – «занимайся музыкой, будь хорошим мальчиком, поступишь в институт». Но это все процесс, а к чему он должен привести? Так как мать не смогла предложить Андрею ролевую модель или образ, в который он мог бы поверить, мальчик сделал выводы – предлагаемый матерью путь ведет в ту точку, где находится их семья. А зачем учиться и подвергаться унижениям, чтобы в конечном счете жить в нищете и страхе?
У лидера пацанов эта конкретика была, да, сильно искаженная – но была. И оказалась вне конкуренции.
Б) Измеримость цели.
Что конкретно могли бы дать Андрею музыка и поступление в институт? К сожалению, это осталось для него смутной абстракцией, более того – на каждом шагу обесценивалось. А ведь можно было измерить цель:
– временем, которое понадобится, чтобы навсегда покинуть район и уехать в лучшую жизнь, в другой город или страну;
– количеством достижений, которое понадобится, чтобы начать зарабатывать такую-то сумму (например, можно было бы играть в группе, если прокачаться в игре на синтезаторе);
– местом, куда он мог бы перебраться (даже если был бы другой район или город);
– обществом, куда он станет вхож.
Но это так и осталось для него загадкой. А вот во дворе все было понятно – деньги делятся по возрасту, статус зависит от лет и от соблюдения кодекса.
В) Достижимость цели.
Будущее представлялось одним большим смутным пятном, полным неопределенности. А у лидера пацанов эта достижимость прослеживалась – просто будь пацаном, оставайся с нами, и по мере взросления продвинешься по иерархической лестнице.
В) Реалистичность цели.
К сожалению, на каждом шагу Андрей встречал подтверждение безальтернативности своего существования. Даже серые обшарпанные дома как будто утверждали – мы единственная возможная реальность. Заметьте, что мы видим Андрея только в узком мирке двора, как будто в Казани того времени не было красоты и архитектуры.
А ведь на каждом шагу жизнь подбрасывала ему альтернативы – вот музыкальная группа (хотя и состоящая из малоприятных персонажей), вот работа в милиции, вот возможность стать суворовцем. Но ни одну из ролей у него не получилось примерить на себя и счесть реалистичной. Ничего удивительного – детская психика чрезвычайно генерализована (склонна к обобщениям). Помочь подростку нарисовать реалистичную цель – «работа» взрослых.
Г) Определение времени для достижения цели.
В мире пацанов время – это вечно застывшее сегодня, каждый день похож на предыдущий. И определенность вносит только дворовая иерархия, которая выстраивается по возрасту.
Было ли у Андрея понимание, что через 3-4 года он может поступить в институт и уехать из серых дворов навсегда? Конечно, нет. Да и куда бы он уехал, если не было даже образа места, где он хотел бы жить.
И не случайно Андрей делает все, чтобы не быть принятым в Суворовской училище. Для него покрыто мраком неопределенности все, кроме четкой и ясной картины жизни, нарисованной единственным авторитетным взрослым в его жизни – Вовой Адидасом.
Сериал отлично иллюстрирует, что природа не терпит пустоты. Место образа будущего обязательно что-то займет. И каким будет это что-то – зависит только от окружения, если осознанно не заниматься формированием своих целей (или не помогать это делать своим детям). И в сложные времена вдвойне важно твердо следовать своему внутреннему курсу.