Теория, типы и стили лидерства: топ-10 навыков современного лидера

лидер
Аудиоверсия

Феномен лидерства занимал умы ученых во все времена и эпохи. Власть — одна из наиболее веских причин изучения этого вопроса. В современном мире с лидерством ассоциируется не только власть, но также социальный статус, материальные блага, внутреннее удовлетворение. Что нужно, чтобы стать лидером и получить поддержку социума? Познакомимся с вопросом поближе.

Лидер — кто он

Лидерство — явление, относящееся как к области социологии, так и психологии. Это умение вести за собой группу людей к достижению общей цели. Цель в данном вопросе имеет большое значение, так как именно общая цель объединяет лидера и его последователей.

Лидер — это совсем не то же самое, что и руководитель. Лидера не назначает руководство компании, его деятельность не ограничена уставами и регламентами. Руководитель назначается на должность официально, а лидера, как правило, выбирает сама группа. Поэтому далеко не каждый руководитель может стать истинным лидером.

Лидерство — умение человека успешно и плодотворно вовлекать в дело других участников. Не существует единственно верного взгляда на лидерство. В разное время ученые рассматривали этот феномен с разных позиций и выработали несколько теорий лидерства.

Теория лидерства

карьерная лестница

Ранние теории изучали качества, наличие которых у индивида, определяло его способность быть лидером. Позже ученые пришли к выводу, что лидерство — особый вид поведения, а поведение всегда ситуационно. Поэтому на первый план вышли ситуационные факторы и навыки.

Теория личностных черт

Эта теория лидерства основана на предположении, что у некоторых людей с рождения есть набор качеств, необходимых для лидера. Над формированием списка таких необходимых качеств работали и продолжают трудиться специалисты. До сих пор сформировать исчерпывающих список для успешного лидера еще не удалось. Однако существует в некоторой степени универсальный перечень черт лидера:

  • острый ум,
  • твердая воля,
  • энергичность и самостоятельность,
  • инициативность,
  • готовность брать ответственность на себя,
  • компетентность,
  • эмоциональный интеллект.

Как показывает практика, наличие всех этих качеств не является обязательным условием для того, чтобы человек смог стать лидером. И наоборот, есть примеры успешных лидеров, не обладающих перечисленными характеристиками.

Ситуационная теория

люди счастливы

Такая теория лидерства основана на том факте, что не существует универсального стиля поведения. В каждой отдельной ситуации нужно учитывать обстоятельства, согласно которым и определять подходящий стиль лидерства. К основным ситуационным факторам относят:

  • мотивацию,
  • способности и навыки группы,
  • атмосфера в коллективе.

Более поздняя ситуационная теория лидерства была предложена Э.Хартли, который вывел основные закономерности для ситуационного лидерства:

  1. Если индивид стал лидером в одной ситуации, вероятно, он сможет стать им и в другой ситуации.
  2. Человека, который проявил себя лидером в одной ситуации, будут считать и относиться как к лидеру и в других ситуациях.
  3. Получаемый лидером авторитет способствует избранию этого человека лидером и в дальнейшем.
  4. Лидером становится человек, имеющий наиболее сильную мотивацию к этому.

Ситуативно-личностная теория

Е.Уэсбур предположил, что изучая лидерство нужно рассматривать и интеллектуальные, и эмоциональные черты человека, и ситуативные условия. Эта теория лидерства была доработана и расширена Г.Гертом и С.Миллзом. Они выделили следующие основные факторы для рассмотрения:

  • черты лидера как личности;
  • мотивы лидера;
  • образ и мотивы лидера, сформированные в представлении его последователей;
  • характеристики лидера с учетом социальной роли;
  • институциональный контекст, в котором действует лидер и его команда.

Теория последователей

В основе лежит идея о том, что лидер всегда руководствуется мнением других участников группы. Эта теория лидерства поощряет энтузиазм и инициативность. Участники / последователи оказываются более вовлеченными в процесс и заинтересованными в успешном достижении цели — повышается мотивация.

В теории последователей лидер имеет пассивную роль. В этом случае группа последователей определяет лидера, который их устроит.

Бихевиористские теории

руководители

Эта теория лидерства утверждает, что лидером не рождаются, а становятся, развивая необходимые навыки и качества. В ней изучаются не внутренние качества лидера, а его действия. Лидерское поведение вырабатывается, приобретается через знания и опыт.

Изучая поведение лидеров, ученые сформировали стили лидерства. Одним из первых был Курт Левин, который выделил три стиля лидерства:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • пассивный. 

Позже ученые предлагали иные классификации, основываясь на разных факторах. Бихевиористская теория лидерства имеет существенный недостаток. Она предполагает существование единого, универсального стиля. Современные исследователи опровергают эту гипотезу, заявляя, что такого идеального стиля не существует. Всегда нужно учитывать ситуационные факторы.

Трансформационные теории

Такая теория лидерства больше известна как «теория отношений». В основе подхода лежат взаимоотношения лидера и команды. Лидер выступает в роли наставника, обучает, меняет образ мышления своих «подопечных». Эти действия направлены на поднятие мотивации и энтузиазма в коллективе, цель — сделать цель желанной для каждого участника.

Трансакционные теории

Они известны еще как «теории управления». Тут речь идет о взаимоотношениях лидера и его последователей-преемников. Трансакционная теория лидерства утверждает, что такие отношения взаимовыгодны и строятся на обмене. Лидер предлагает некие блага в обмен на признание его «власти».

Мотивационная теория

Эта теория оценивает лидера, исходя из его воздействия на мотивацию последователей, т.е. насколько члены команды успешно выполняют задачи, «заряжены» идеей, насколько удовлетворены.

Основными представителями теории стали С. Митчел и С. Эванс. Теория выделяет следующие типы лидерства:

  • поддерживающее — неформальные отношения с командой, интерес к их потребностям;
  • директивное — контроль действий последователей;
  • ориентированное на успех.

Типология лидерства

команда радуется

Существует много классификаций лидерства. Специалисты пробовали брать разные параметры за основу рассмотрения. Наиболее простая и распространенная классификация включает в себя три типа:

  • деловое лидерство — характерно для формальных, производственных групп. В основе такого лидерства лежат авторитет, профессиональный опыт, умение успешно решать рабочие задачи. С «деловым» лидером, как правило, комфортно работать и высок шанс успешного достижения целей;
  • эмоциональное лидерство — характерно для неформальных групп, работает на основе симпатий. Эмоциональный лидер вызывает доверие, повышает уверенность в себе и вселяет веру во все хорошее. Такому лидеру хочется «поплакаться в жилетку» и снять эмоциональное напряжение;
  • ситуативное лидерство — лидер проявляется в строго определенной ситуации. Такое лидерство ограничено по времени, непостоянно. Иными словами, если сегодня так сложились обстоятельства, что индивид проявил себя лидером, это вовсе не означает, что он будет лидером при завтрашних условиях.

Еще в 1980 г. Л.И. Уманский сформировал перечень ситуативных лидерских ролей:

лидер-организаторфункция групповой интеграции
лидер-инициаторгенерирует идеи и способы решения проблем
лидер-генератор эмоционального настрояфункции эмоционального лидера
лидер-эрудит«мозг» коллектива
лидер эталонслужит образцом для подражания, роль «звезды»
лидер-умелецспециалист в какой-либо сфере / вопросе

Один из основоположников социальной психологии в СССР — Парыгин Б.Д. разработал типологию лидерства, исходя из трех критериев:

  • содержание,
  • стиль,
  • характер деятельности.

По содержанию выделяют:

  • лидер-вдохновитель — предлагает программу действий;
  • лидер-исполнитель — организует исполнение уже заданной программы;
  • лидер, который одновременно и вдохновитель, и исполнитель.

По стилю выделяют:

стили лидерства
  • авторитарный — стиль 100 % контроля. Формирование целей и способов их достижения прерогатива исключительно лидера. В работе с подчиненными активно используются административные методы мотивации — наказания, штрафы, возможно психологическое давление. В то же время авторитарный лидер совсем необязательно грубый тиран, однако отличается властностью. В коллективе с авторитарным управлением чаще всего царит напряженная атмосфера, не способствующая творческим проявлениям или проявлению инициативы, участники становятся пассивными; 
  • демократический — многие считают именно этот стиль более предпочтительным. Положение такого лидера в коллективе — рядом со всеми, не свысока. Демократический лидер тактичен, объективен. Ответственность распределяется среди всего коллектива, в работу активно вовлечены все участники, царит атмосфера сотрудничества. Однако решения принимаются гораздо дольше;
  • либеральный — лидер уходит от ответственности, перекладывает ее на плечи подчиненных. Он ничего не предлагает, не критикует — занимает как можно менее заметную позицию. Спорные вопросы делегируются более компетентным участникам коллектива. Получается модель лидерства без лидера как такового. Поэтому многие не рассматривают этот стиль как отдельный.

По характеру деятельности:

  • универсальный — лидер постоянно проявляет свои качества;
  • ситуативный — лидерские качества проявляются в определенной ситуации.

Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности

К. Г. Юнг создал теорию для описания шестнадцати психологических портретов. Д. Кейрси сократил количество портретов для изучения лидерства и выделил 4 основных. Их он назвал «темпераментами» и дал подробное описание каждого.

нарисованные писатели
  1. Аполлон (интуитивно-эмоциональный).

Сильная сторона: умение убеждать и сотрудничать

Слабая сторона: слишком личностный подход к проблемам.

Аполлона отличает поразительное умение общаться с людьми, находить подход к каждому. Этот тип личности постоянно ищет скрытые смыслы и пытается докопаться до истинного положения дел. 

  1. Прометей (интуитивно-логический).

Сильная сторона: логика, стратегическое мышление.

Слабая сторона: представлять все сложнее, чем оно есть на самом деле; нетерпимость к некомпетентности.

Этот тип личности не терпит ошибок. Он стремится к упорядочиванию всего — формирует четкие структуры, модели, технологии. Склонен подвергать сомнению устоявшиеся принципы и привносить в работу инновации.

  1. Эпиметей (сенсорно-решающий).

Сильная сторона: чувство ответственности.

Слабая сторона: местами излишняя ответственность в выполнении инструкций.

Этот тип личности склонен поддерживать иерархические отношения, успешно выполняет роль как подчиненного, так и начальника.

  1. Дионисий (сенсорно-воспринимающий).

Сильная сторона: выполняют различные задачи, отлично справляются в критических ситуациях.

Слабая сторона: будничная рабочая рутина вызывает скуку, мыслят узко.

Основная характеристика такой личности — жажда свободы. Род их деятельности часто может быть связан с риском для жизни. Если же в качестве работы выбирают все же более спокойную область, то пытаются и тут рисковать по мере возможности. Это отражается в импульсивных поступках и решениях.

Качества и навыки современного лидера

Сторонники теории личностных черт так и не смогли пока сформировать полный список лидерских качеств. Какие-то качества стабильно заняли свою позицию в списке must have, другие — претерпевают изменений. С течением времени и движением прогресса перечень необходимых навыков также меняется и дополняется. Рассмотрим подробнее, что обязательно должен уметь настоящий лидер и какими чертами обладать.

собрание
  1. Инициативность и дальновидность. Инициатива (идеи, мысли) в голове есть у каждого, другое дело, что не каждый их озвучивает. Чаще всего это связано со страхом сделать ошибку, быть осмеянным или раскритикованным. И это отличает лидера от других. Лидер, выбирая между личной зоной безопасности и решением вопроса, выберет решение. Любая, даже «сырая» идея лучше нерешенной проблемы. Идею можно доработать, улучшить. Даже если она ошибочна, это будет уже шаг вперед на пути к цели. Безусловно бездумно проявлять инициативу не стоит. Лидер должен быть дальновидным, просчитывать риски и возможные последствия.
  2. Энергичность и энтузиазм. Под лежачий камень вода не течет. Лидерам известно, что для достижения цели нужно вложиться в работу по максимуму. Речь не идет о хронических переутомлениях. Лидер, как правило, замотивирован больше всех, «горит» проектом и заражает своим оптимизмом и энтузиазмом всю команду. Это справедливо и в случаях неудач, нужен человек, который приободрит и поведет дальше.
аналитика
  1. Компетентность. Можно обладать всеми важными чертами, присущими лидерам, но не разбираться в специфике рабочей области, не обладать необходимыми базовыми знаниями. Некомпетентность делает позицию лидера слабой, а значит и речи об эффективном лидерстве не может быть. Важно отметить, что лидеры стремятся разобраться не только в своей области, но и узнать как можно больше обо всем, что так или иначе затрагивает их проект, все время актуализируют информацию. 
  2. Уверенность в себе. Для успешной работы коллектив должен быть уверен в своем лидере, в его решениях. Невозможно вселить уверенность в себе в других людей, если сам чувствуешь себя недостаточно уверенным. Лидер верит в себя, в общую цель, в каждого члена команды. Из уверенности рождается мотивация в команде.
  3. Эмоциональный интеллект. Задача лидера — выстроить эффективную коммуникацию в коллективе. Для этого нужно слышать свою команду, работать с чувствами. Навыки эмоционального интеллекта помогают вовремя реагировать на потребности своей команды, отслеживать настроения и вносить необходимые корректировки. В благоприятной атмосфере, где люди могут открыто разговаривать о насущном и быть уверенными, что их «боль» понимают, работа продвигается гораздо эффективнее.

Д. Гоулман в своей книге «Эмоциональное лидерство» приводит результаты исследований, согласно которым успех современного лидера на 85 % зависит от его эмоциональной компетенции.

работает в команде
  1. Осведомленность. Лидер всегда должен быть в курсе происходящего в компании или в коллективе. Конфликты, перегруз, личные обстоятельства — это все напрямую влияет на качество работы. Осведомленность о сотрудниках позволяет оперативно реагировать в нестандартных ситуациях и находить решения, а также вызывает уважение у сотрудников. Всегда приятнее иметь дело с небезразличным человеком.  
  2. Навык принятия трудных решений. Если было бы все просто, лидером был бы каждый. Нередко лидеру приходится брать ответственность и принимать рискованные или неоднозначные решения. В рабочем коллективе это обязанность именно лидера, поэтому этот навык можно считать одним из ключевых. Трудным решение может быть по нескольким причинам: варианты с большим количеством «но», труднореализуемые варианты, срочные решения. Порой трудности связаны с человеческим фактором — увольнение сотрудников, например. Лидер должен быть готов и к этому.
  3. Стратегическое мышление. Это один из самых важных soft skills для современного лидера. Стратегическое мышление помогает четко представлять, чего вы хотите, какую цель преследуете, как и какими способами этого добиться. Иными словами — мышление на перспективу.
нарисованные люди
  1. Быть примером. Наиболее эффективный метод заставить команду работать как того хотите вы — показать лично, что и как нужно делать. Лидер в коллективе это не только человек, раздающий указания, но и пример для подражания в буквальном смысле. Проекты, требующие ненормированного графика работы требуют такого лидера, который сам в первую очередь будет приходить первым, а уходить с работы последним. Иначе, требовать подобных жертв от своей команды будет неправильным.
  2. Чувство юмора + такт. Как ни странно, но именно чувство юмора в современном мире помогает лидеру спасти ситуацию от полного краха. Это отличный способ разрядить обстановку, улучшить микроклимат в коллективе лишь с помощью шутки. Более того, это оказывается порой гораздо эффективнее, чем проводить долгие часы, обсуждая причины неудач. Важно не забывать, что юмор в рабочей обстановке обязательно должен идти в паре с чувством такта, иначе можно не только не помочь, но и окончательно испортить критическую ситуацию.
улыбаются

Заключение

Развить навыки лидера при желании сегодня можно разными способами. Существует множество курсов, тренингов, мастер-классов. Опытные коучи помогут определить сильные и слабые стороны для «прокачки». Не бойтесь практиковать разные теории и стили лидерства, подбирая для себя и своих задач наиболее эффективные. В статье мы постарались емко рассмотреть ключевые моменты лидерства (ниже краткий перечень). Опираясь на них, не забывайте, что у каждого успешного лидера в конечном итоге свой индивидуальный опыт и путь.

  • Теории лидерства:
    • теория личностных черт;
    • ситуационная теория;
    • ситуативно-личностная теория;
    • теория последователей;
    • бихевиористские теории;
    • трансформационные теории;
    • трансакционные теории;
    • мотивационная теория;
  • Типология лидерства:
    • деловое, эмоциональное и ситуативное лидерство;
    • лидерские роли;
    • типология по содержанию;
    • типология по стилю;
    • типология по характеру деятельности;
  • Лидерство в зависимости от психосоциотипа;
  • Ключевые навыки лидера.

Вы можете прочесть статью в формате PDF.

Total
0
Поделились
8 комментариев
  1. Самый опасный ― это, наверно, лидер-эталон. Не лидер, а кумир, Бог, идол)) Никогда не понимала людей, которые слепо идут за кем-то. Мне кажется, такие «псевдолидеры» мало что из себя представляют

  2. Как думаете, «серый кардинал» ― это тоже лидер? Или он играет второстепенную роль? Иногда же «второй номер» более успешный, и он важнее для команды, чем тот, кто находится на виду

  3. Я считаю, что главное качество лидера ― увлеченность и умение заинтересовать, замотивировать других людей. Если ты не живешь своей идеей, то не сможешь найти последователей. А если не умеешь общаться, то за тобой никто и не пойдет

  4. А вообще можно стать лидером, если я «серая мышка» в рабочем коллективе и компании друзей? Наверно, лидерами рождаются, а не становятся. Как я поведу за собой коллектив, если у меня нет, например, стратегического мышления? Не понимаю, как ему можно научиться

  5. Лидерские качества, написанные в статье, есть не у всех руководителей. Кто может назвать человека, который обладает всем этим набором? Мне кажется, это просто невозможно

  6. Лидером не просто быть. Столько ответственности ложится на твои плечи. не каждому под силу такая ноша. Я бы не хотела быть «главной»

  7. Энтузиаст тот еще лидер)) Был у меня как-то начальник, который хватался практически за каждую идею, пытался внедрить какие-то безумные процессы, хотел выглядеть новатором. Ни к чему хорошему это не привело. Ни одно из начинаний не было доведено до конца. Много народу уволилось

  8. Я не согласна, что при авторитарном лидере атмосфера в коллективе напряженная. У нас именно такой начальник, но при этом мы с коллегами не чувствуем себя в страхе и тревоге. Наоборот, в офисе, как в улье ― всегда кипит работа, все трудятся над задачами, и к директору, как к руководителю, нет претензий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Предыдущая статья
руководитель

Ключевые навыки руководителя: ценные умения успешного управленца

Следующая статья
борьба со стрессом

Как снять стресс: 20 способов быстрого избавления