Коучинг – специфическая сфера деятельности, требующая наравне с прочими профессиями оценочных критериев. Ведь бывает, что не достигший поставленных целей клиент обвиняет коуча в некомпетентности вместо того, чтобы искать причины в себе. Как разобраться в правоте или неправоте сторон?
Чтобы у недовольных заказчиков услуг была возможность пожаловаться и разъяснить положение дел, крупнейшей мировой ассоциацией ICF, объединяющей профессиональных коучей, была разработана система. В ней даны определения компетенций специалистов, перечислены навыки. Разработчики системы были условно разделили компетенции на 4 основополагающие группы.
Закладка фундамента
Стартовый этап взаимоотношений между заказчиком услуг и коучем – важная основа для дальнейшего взаимодействия. Клиенту нужно подробно изложить, чем коучинг отличается от деятельности психолога, консультанта или тренера. Никто не собирается жестко руководить заказчиком услуг, давать четкие рекомендации. Его мягко подводят к верному решению и обучают генерировать идеи самостоятельно.
Коуч стремится развить таланты и улучшить профессиональные способности клиента, а не решать его проблемы. Для этого между обеими сторонами необходимо сформировать устойчивое взаимопонимание. Требуется открытый диалог на равных, установка партнерских отношений.
Совместное планирование взаимодействия
Тесное плодотворное сотрудничество нуждается в планировании двустороннего взаимодействия. Оно заключается в детальном обсуждении целей, которых стремится достичь клиент, периодичности сессий, оплаты услуг. После взвешенного проговаривания обязанностей, анализа обстановки, выяснения организационных вопросов заключается соглашение.
За формирование доверительных отношений отвечает коуч, проявляющий уважение, доброжелательность, заботу о клиенте. Опытный специалист умеет незаметно мотивировать на принятие верных решений, исподволь подсказывая действенные варианты. Подопечный должен чувствовать безоговорочную поддержку, но не ощущать прессинг.
Важным навыком коуча является способность крайне внимательно слушать, чутко реагировать на полученную от клиента информацию. Нередко его мысли достаточно систематизировать для положительного результата. Ценным считается умение сглаживать острые вопросы и ослаблять напряжение юмором.
Фокусировка на проблемах клиента
В обязанности коуча входит постоянная готовность не только выслушивать, но и погружаться в проблемы клиента. У доверителя должна быть возможность поделиться сокровенными тайнами, мыслями, перспективными планами. Некоторые моменты ему нужно помочь переосмыслить.
Волшебный «пинок» к достижению цели
Специалист в сфере коучинга должен уметь аккуратно подводить заказчика к принятию верного решения. Его подсказки по сути больше похожи на грамотно поставленные вопросы, наталкивающие на рождение гениальной идеи в голове клиента. Нередко этого эффекта добиваются, зеркально переспрашивая, подчеркивая этим значимые моменты в разговоре.