Как противостоять манипуляциям

В этой статье я разбираю суть манипуляций и основные их виды. Если вы хотите строить здоровую коммуникацию и общаться с пользой для себя, важно уметь замечать манипуляции и знать, что с этим делать.

Постоянно общаясь друг с другом, мы можем использовать приемы манипуляции, осознанно или нет. Это может происходить как по отношению к нам, так и мы сами можем применять те или иные приемы.

Иллюзия думать, что в жизни можно построить идеальную коммуникацию.

Замечать манипуляцию и уметь в ней находиться – это важный и полезный навык.

Что же такое манипуляция?

Это скрытое психологическое воздействие на собеседника с целью добиться от него выгодного поведения.

Главные свойства манипуляции:

  1. Психологическое воздействие: это игра на наших чувствах и эмоциях. Рациональность и критическое мышление отходят на второй план

Манипулятор в качестве мишени будет использовать:

  • незнание или неосведомленность о манипуляции;
  • чувство вины, страха, зависти, обиды, жалости, азарта;
  • мотивы, цели и потребности объекта манипуляции (желание быть успешным, сделать карьеру, иметь семью, достаток, потребность в признании);
  • нормы поведения в обществе, убеждения и установки («нужно быть вежливым», «мы должны быть компетентными и знать все», «мы не можем ошибаться», «нельзя менять свою точку зрения» и т.д.)
  1. Насильственный характер: манипулятор все делает чужими руками, а именно руками жертвы. И происходит это против воли человека. Манипулятор делает так, что жертва сама принимает решение или совершает действия в интересах манипулятора. Например, я не хочу подписывать договор, но манипулятор создаст ощущение спешки или будет давить на какие-то прежние договоренности или будет использовать мое неумение отказывать и быть неудобным.
  2. Манипуляции носят скрытый характер. В этом их отличие, например, от других деструктивных воздействий: оскорблений, угроз, шантажа. Эти перечисленные воздействия носят явный характер. А манипулятор действует скрыто, поэтому мы зачастую не замечаем манипуляций. Это всегда тайное воздействие на слабые места человека, чтобы получить над ним власть и использовать в своих интересах.
  3. Цель и сценарий. Манипулятор всегда имеет скрытую цель и ожидает, что жертва будет действовать по сценарию. Например, вас заваливают комплиментами и вы становитесь более податливым. Или наоборот, пугают и вы соглашаетесь на невыгодное условие. Или используют провокацию и вы что-то делаете, чтобы доказать обратное.

Как становятся манипуляторами?

В результате чего тот или иной человек в какой-то момент начинает использовать этот метод?

По большому счету существует 2 пути стать манипулятором:

  1. Человек понимает природу общения (специально изучал эту тему и решил использовать в своих интересах)
  2. Человек с детства привык так действовать, такой стиль общения был принят в его семье, он был воспитан в такой среде или использует манипуляции в качестве защитного механизма. Отсюда следуют причины манипуляций.

Причины манипуляций:

  1. Отсутствие доверия. Прежде всего к себе, но и к другим тоже. Вследствие этого манипулятор стремится полностью контролировать ситуацию и управлять ею. Манипулятор не верит в собственные способности вести разговор открыто и убедить людей с точки зрения здравого смысла.
  2. Замена любви. Человек не может получить любовь и стремится заменить ее властью, которую получает насильственным путем. Вместо признания и любви манипулятор получает власть и подчинение.
  3. Демонстрация пассивности. Манипулятор испытывает страх перед жизненными трудностями и открытой коммуникацией, когда нужно прямо сказать о своих потребностях, сложностях и попросить помощи явным путем.
  4. Потребность в одобрении. Манипуляторы стремятся получить желаемое без потери своего положительного образа.

И вот так плавно мы переходим к мотивам манипуляторов. Для чего им это в конечном итоге нужно?

Мотивы  манипулятора

  • продвижение своих собственных идей и получение выгоды.
  • получить власть над другими людьми;
  • обрести чувство превосходства над другими;
  • поднять собственное самоуважение;
  • потребность в игре и получение удовольствия от этого.

 

Я вам предлагаю относиться к манипуляции именно как к интересному явлению. И интересно оно тем, что в большинстве случаев мы его просто не замечаем сразу, если специально не тренировались распознавать.

Манипулятор никогда вам не скажет прямо и открыто о своих потребностях, просьбах и чувствах. Это всегда невидимая игра. В поведении манипулятора полностью отсутствует честность и искренность. Совершенно исключена здоровая прямая коммуникация между людьми.

Портрет манипулятора

Часто люди думают, что манипулятор – это агрессивный человек, может быть, даже наглый. Но в большинстве случаев это не так. Опытный манипулятор может выглядеть вежливым, демонстративно открытым, обаятельным человеком. И он этим пользуется. Он знает, как предстать в выгодном свете, как расположить к себе жертву. Он внимательно изучает слабые места и недостатки собеседника, чтобы в неожиданный момент застать врасплох и попасть четко в цель. Манипулятор всегда прячется под маской.

Манипуляции опасны именно тем, что внешне могут производить впечатление корректного общения, таковым по сути не являясь. Словно яд, они будут отравлять вашу жизнь. Мы называем такое общение токсичным.

При этом зачастую жертва не может предъявить никаких претензий из-за скрытого воздействия. «Тебе показалось», «Все не так, ничего такого нет» – типичные ответы манипулятора.

 

Как сразу понять, что перед вами манипулятор?

Прежде всего стоит обратить внимание на внутренние ощущения.

Прислушайтесь к себе в процессе общения с человеком (или после контакта). Вы можете странно себя чувствовать: участилось сердцебиение, краснеет кожа, хочется сбежать. Это может быть признаками того, что ваши личные границы нарушаются.

Стоит насторожиться, если чувствуете:

  • тревогу
  • растерянность или недоумение
  • появилось резкое желание понравиться
  • иррациональное чувство вины
  • потребность оправдываться и пытаться доказать, что вы хороший
  • страх не оправдать чьих-то ожиданий
  • страх перед озвученными собеседником негативными последствиями
  • ощущение, что происходит что-то не то
  • ощущение морока

Это основные чувства, которые могут сопутствовать манипуляции. Чем раньше вы распознаете воздействие на вас, тем выше вероятность, что вы избежите разрушительных отношений с людьми.

Самое главное – осознать, что имеет место воздействие, и оказать сопротивление.

Виды манипуляций

Видов манипуляций очень много. Приведу самые распространенные.

  1. Манипулятор превращает черное в белое. По-другому это называется газлайтинг. Я думаю, многие сталкивались с явлением. Манипулятор отрицает собственное воздействие даже если есть факты. Например, вы говорите другу или коллеге: «Помнишь, мы с тобой договорились делать это так». Манипулятор отвечает: «Тебе показалось», «С ума сошла? Не было такого», «Ты это придумываешь».

Это очень коварная и жестокая манипуляция, потому что уничтожает нашу способность доверять самому себе. Манипулятор не только отрицает факты, но и подчеркивает неадекватность собеседника, приписывает некое эмоциональное состояние.  «Последнее время ты какой-то странный», «У тебя точно все в порядке?», «Несешь какой-то бред», «Мне кажется, у тебя какие-то проблемы с психикой».

Самое печальное, что эта манипуляция используется чаще всего внутри семьи или между близкими и друзьями.

  1. Комплименты и похвала. Вас должно насторожить, если слышите слишком много комплиментов. Вас могут восхвалять, буквально возносить на пьедестал, делать образцом для подражания. Особо отмечая те черты и то поведение, которое выгодны манипулятору.

Будьте начеку. Сейчас идет фаза идеализации, вы расслабитесь, начнете доверять.

Потом неминуемо последует фаза обесценивания. Манипулятор будет вам лгать, изменять, критиковать вас. Вы же должны по-прежнему вести себя идеально, соответствовать этим высоким стандартам, иначе вас обвинят и заменят на кого-то другого.

Такая манипуляция может происходить и в более мягкой форме «подмазывания», когда вместе с комплиментом вам внушается какая-то мысль или команда. Например, «Вы, как образованный человек, согласитесь со мной», «Как один из лучших специалистов компании вы должны…», «Человек недостаточно сведущий конечно же не поймет, но вот вы…»

 

  1. Эмоциональное решение. Вас вынуждают принять решение под влиянием эмоций или в условиях нехватки времени или недостатка информации. «Давайте подпишем договор, там все стандартно, мы для всех такой делаем, ничего особенного, подписывайте», «Если не купите прямо сейчас, его заберут другие, осталось всего 2 штуки»

  1. Беспомощный и вечно обиженный.

Беспомощный ничего не может сделать сам. Например, коллега уже в десятый раз не может сделать работу и просит вас помочь. Он будет играть на вашем чувстве жалости и в то же время гордыни (вы единственный, кто может его/ее спасти). Наглядно этот типаж показан в фильме «Осенний марафон»: вспомните Бузыкина, который выполнял работу вместо своей бездарной институтской подруги. И в итоге она наглым образом, как само собой разумеющееся, забрала проект его мечты.

Вечно обиженный будет культивировать ваше чувство вины и получать свои плюшки.

 

  1. Насмешка и поддразнивание. Постепенно под видом шутки будут размываться ваши границы: медленно, но верно. Вас критикуют и высмеивают. Манипулятор изящно с юмором принижает ваши умственные способности, внешность, особенности характера, образ жизни. Если вы укажете на это, вам могут сказать, что вы слишком обидчивые или вообще ненормальные и шуток не понимаете.

К этой манипуляции нередко прибегают в близком кругу: семья, родственники, друзья, родители по отношению к детям.

  1. Триангуляции (построение треугольников). Внедрение третьего в отношения двух людей. Это может быть человек (любовник/любовница, бывший или потенциальный партнер, новый сотрудник, теща/свекровь) или другой объект (работа, хобби и т.д.). Делается это с целью вовлечь вас в конкуренцию за внимание и для того, чтобы иметь возможность сравнивать вас и таким образом оказывать воздействие. Например, «А у моей мамы борщ вкуснее». Родители могут сталкивать лбами собственных детей. Один родитель может взять в союзники ребенка против другого родителя. Мужчина может оказывать знаки внимания другой женщине в присутствии своей жены или партнерши.

  1. Манипулятор подчеркивает ваши промахи и не обращает внимания на свои. И как только вы укажете манипулятору на неподобающее поведение, все внимание будет переведено на вас. «А на себя-то посмотрите», «Вы сначала приходите на встречи вовремя, потом слово пытайтесь взять». Любая ошибка будет использована против вас.

И это лишь небольшая часть манипуляций.

Что делать?

Как сориентироваться в ситуации, когда применяется воздействие?

Как не дать себя обмануть?

Конечно, чтобы даже понять все приемы, потребуется время. Потом надо практиковаться, чтобы замечать их и уметь противодействовать. Это навык, который тренируется раз за разом.

Но есть несколько универсальных приемов, которые помогут вам сохранять критическое мышление и управлять коммуникацией с кем бы то ни было.

Общее правило: не вступайте в коммуникацию с незнакомыми опасными людьми. А если уже вступили, то прерывайте ее, как только уловили опасность для себя. Лучше быть невежливым, чем обманутым.

Приемы

Далее будем говорить об общении в обычной жизни: семья, родственники, друзья, коллеги, партнеры, персонал разных организаций.

  1. Первый способ сводится к тому, чтобы проснуться, вернуть себе осознанность и перехватить инициативу.

Любой манипулятор стремится загнать жертву в детскую позицию и из родительской позиции «сверху» навязывать свои решения. Собеседник при этом испытывает чувство вины, ощущение, что с ним не все в порядке. Человек начинает оправдываться и испытывает дискомфорт.

Выйти из морока можно с помощью вопроса: “Что сейчас происходит?”. И взять уверенную паузу. Так вы возвращаетесь в осознанность и перехватываете инициативу вопросом. И теперь уже у манипулятора возникает задача объяснять вам суть происходящего.

  1. Задавайте вопросы! Любые вопросы и прояснения будут на пользу. Манипулятор вводит жертву в заблуждение, искажает информацию, допускает логические ошибки. Задавайте как можно больше уточняющих вопросов. Ваша задача – выяснить цель манипулятора и выстроить конструктивный диалог для решения задачи.
  2. Общайтесь максимально фактично, подчеркнуто вежливо. Направляйте разговор в рациональное русло, пресекайте оценочные суждения и сами эмоционально не вовлекайтесь.
  3. Возьмите паузу. Если чувствуете, что не справляетесь с эмоциями, возьмите паузу и предложите вернуться к разговору позднее.
  4. Не бойтесь говорить четкое «НЕТ», коротко, четко, без смягчений и объяснений причин. Пускаясь в объяснения, вы начинаете оправдываться и демонстрируете свою вину. Отказ – ваше законное право. Уверенные интонации и свободная поза.
  5. Невозможно быть хорошим для всех. Помните, что отвечать на любую просьбу положительно в принципе невозможно. Быть вежливым – да, уязвимым и слабым – нет.
  6.  Задайте себе эти вопросы, если чувствуете дискомфорт при отказе:
  •  Хочу ли я это делать?

  • Могу ли я это делать?

  • Есть ли у меня ресурсы для этого?

  • Какие будут последствия от выполнения или невыполнения просьбы?

Осознанность

На самом деле видов манипуляций гораздо больше. Чтобы вы чувствовали себя уверенно в любой коммуникации, важно их замечать и знать, что делать.

Это навык которому можно научиться. И сделать это можно через осознанность.

Осознанный человек замечает манипуляции, понимает, что для него хорошо, а что плохо, что выгодно, а что нет. Умеет выбирать выгодное и делает это, опираясь на свои ценности и без чувства вины.

Подводя итог, хочу сказать, что, зная признаки манипуляций, важно не только замечать их у ваших собеседников, но и самому себе задать вопрос: а все ли мои коммуникации являются экологичными? И если вдруг заметили, что сами используете приемы воздействия, то подумать, а как еще я могу проявляться по отношению к другим людям, чтобы достигать своих целей без давления и манипуляций, а исключительно с уважением.

Надеюсь, вам была полезна моя статья.

Total
0
Поделились
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья

Формула вашей результативности

Следующая статья

Мышление - друг или враг?

Топ услуг, которые легко продать клиенту