Рынок коучинга в России не столь обширный, как например в Америке. Но доля отечественных специалистов, в нём задействованных, неуклонно растёт. Да и уровень доходов коучей с каждым годом заметно увеличивается. Уже к 2020 году оборот российского рынка коуч-услуг составлял более $100 млн.
Изменения на рынке коуч-услуг в России
Исследования, проведённые в 2020 году, выявили заметные изменения, произошедшие на российском рынке коуч-услуг.
Коучинг на просторах России перестал восприниматься в качестве чудо-средства, способного решить абсолютно все проблемы личностного роста и корпоративного развития. Заметно снизился процент запросов на проведение единичных коуч-сессий, а также на коучинг руководителей компаний без параллельного развития команды в целом. Экспертность заказчиков растёт, что влечёт за собой видение более осознанных и заранее согласованных с руководителями целей коучинга.
Актуальные тенденции российского коучинга
- Коучинг гармонично внедряется в культуру компаний. Это происходит не за счёт грамотно организованных циклов коуч-сессий, а благодаря появлению в штате внутренних коучей.
- Возрастает компетенция экспертов разного уровня, а также компетенция самих заказчиков.
- Включение коучинга в целевые программы развития и переподготовки руководителей компаний.
- Заметное расслоение ценового сегмента. Массовый коучинг становится более доступным.
Основные перспективы развития рынка коучинга в России
- Эксперты прогнозируют, что в ближайшие три года коучинг будет признан неотъемлемой частью обучения руководителей и персонала в самых разных сферах деятельности, весомым фактором развития коллективов и компаний в целом.
- В перспективе видится активное (в два-три раза) разрастание коуч-сферы и, одновременно, её сегментирование, упорядочивание.
- Интеграция коучинга с психологией, менторством, консультированием, супервизией.
- Уже следующим этапом закономерно станет создание мощного российского сообщества коучей, его вхождение в международное профильное пространство.
- Планомерное возрастание конкуренции в данной сфере услуг и, как следствие, сложности с формированием клиентской базы, с самопродвижением у молодых специалистов.
- Активный переход коучей в онлайн-пространство, продиктованный недавними мировыми событиями и полностью себя оправдавший.
- Включение в процесс коуч-агрегаторов.
Выводы
Рынок коуч-услуг в России в ближайшие годы видится более компетентным, как со стороны экспертов, так и со стороны заказчиков.
Несмотря на неизбежное расширение данной сферы, огромное внимание специалистов уделяется её чёткому сегментированию и упорядочению.
Личные коуч-сессии руководителей уступают место работе с командой в целом, а работа с приходящим специалистом заменяется внедрением в штат компании внутреннего коуча.
Переход в режим «онлайн» способствует созданию мощного сообщества российских коучей, его дальнейшей интеграции с коллегами-коучами по всему миру.