Откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня? А потом на послезавтра и еще на пару-тройку дней? Начинаете худеть с каждого нового понедельника? Переносите важный разговор с начальством до более подходящего момента и особого расположения звезд на небе? Похоже, вас настигла прокрастинация.
Хорошая новость — это лечится. Еще одна новость — усилия все-таки придется приложить, так как само по себе ничего не пройдет. Не пускайте это состояние на самотек, оно временное (в отличие от хронической лени). Но если «запустить» процесс, это может войти в привычку, которая грозит повышенной тревожностью, неудовлетворенностью жизнью, снижением самооценки.
Подготовительный этап борьбы — признание наличия проблемы. Невозможно вылечить больного, который считает себя здоровым. Если проблему признали — первый шаг сделан. Рассмотрим, что далее поможет справиться с недугом.
- Расстановка приоритетов
Прокрастинация настигает, когда накопилось слишком много вопросов и задач, вы просто не знаете с чего начать. Расставьте приоритеты, определите наиболее важные дела в данный момент и начинайте с них.
Лайфхак. Пока работаете над задачами с высоким приоритетом, низкоприоритетные могут стать уже не актуальными.
Приоритетность поможет упорядочить не только текущие бытовые или рабочие вопросы, но и более глобальное планирование жизненных целей. Распишите их на ближайший год, 5 лет, 10 лет. Определите, какие сферы жизни имеют максимальную важность в текущий момент (работа, личная жизнь, здоровье), а чему вы будете уделять внимание в следующем году.
- Планирование
Тайм-менеджмент — не просто модный термин, а полезная техника управления временем и ресурсами. Возьмите в привычку в одно и то же время составлять план дел на следующий день и отмечать результаты прошедших суток. Это должно стать таким же автоматическим действием, как чистка зубов по утрам.
Тайм-менеджмент учит планировать, исходя из ситуации. Один из самых распространенных способов — матрица Эйзенхауэра, в которой дела сортируют по их важности и срочности.
Лайфхак. Для большей эффективности работы выделите пару часов в день на задачи из сектора «важно, но не срочно». В противном случае велик шанс довести их до уровня «суперсрочно, нужно было вчера».
При планировании адекватно оценивайте свои ресурсы и не стремитесь сразу выложиться на все 100%. Грамотное распределение сил на всю дистанцию — залог успеха.
- Разделение на части
Вспомните, как готовились к экзаменам в школе. Очень тяжело и малоэффективно учить все билеты за раз. Гораздо лучше распределить их на неделю и прорабатывать определенное количество каждый день. В результате подготовка будет успешно завершена к часу икс.
Такой же подход применим практически к любым задачам и к тем, за которые так непросто взяться. Продвигаясь шажками вперед, не заметите как появится спортивный интерес побыстрее дойти до конца.
Лайфхак. Запланируйте маленькие награды для себя в конце каждого этапа. Тогда заниматься задачей станет еще приятнее.
Позволяйте себе время от времени немного полениться, восстановить внутренний ресурс и выйти за рамки плана. И, вполне возможно, первые признаки прокрастинации пройдут сами собой.
Итак, что нужно сделать, чтобы идти вперед к намеченной цели и не оставлять дела на потом:
- Расставить приоритеты, выделив важные задачи и те, которые можно решить позже.
- Распланировать день, неделю и, может даже, месяц, установив сроки завершения каждого дела.
- Разделить сложную задачу на несколько простых, выполняя каждую шаг за шагом.
- Выделить время для полноценного отдыха и восстановления ресурсов.