Почему при равных условиях у нас неравный результат?

Почему не получается повторить чужой успех даже по инструкции? Почему в универсальные схемы трудно вписать себя? Как ставить реальные цели и измерять себя адекватно, а не по линейке чужих результатов?

Вы пробовали определить погоду по людям? Выглянуть в окно и посмотреть, кто во что одет?

Всегда одно и то же: кто-то идет в шортах и футболке, а кто-то в пуховике и шапке. Почему так? Потому что каждый человек по-своему переносит температуру? Возможно. А может, потому что каждый вышел по своим целям: кто-то выскочил на минуту из дома за хлебом, а кто-то подготовился к длительному пребыванию на улице? Тоже может быть. А может, с утра было холодно и человек оделся под утренние градусы, а вы смотрите в окно в обед, когда потеплело, и одежда человека кажется не совсем подходящей? И это может быть.

Точно так же – когда мы «выглядываем в окно» возможностей. Сидя «в доме» (в своей зоне комфорта), мы оцениваем, как обстановка в нише? И смотрим на разных людей, и не знаем, кто из них «прав». А по факту, каждый прав по своему и двигается по жизни, по улице и в профессии с учетом своих особенностей.

Если вы сравниваете себя с другими, то какое место в вашем анализе занимает ваш опыт и ход мыслей?

Опыт и мышление: от них польза или проблемы?

Представим: вы пришли на курсы по речи. С вами в группе программист с 10-летним стажем, психолог и танцор. Как думаете, кому будет полезен предыдущий опыт?

Программист явно больше времени проводит в уединении, а общается текстом. Ему будет сложнее всех, потому что на курсах по речи ему придется выползти из зоны комфорта и начать говорить с людьми, еще и творчески. Однако он быстро запомнит упражнения и алгоритмы, потому что структура – это основа в его деле.

Психолог будет чувствовать себя спокойно в речи, и возможно, сможет справиться со стрессом от обучения, потому что знает методы восстановления ресурса. Но может затрудняться в упражнениях, потому что привык рассуждать, а не “играть”.

Танцор быстрее всех освоит дыхательные упражнения и работу с телом, потому что это его стихия, а вот работу с дикцией и интонацией может выполнить с отставанием.

Получается, что опыт каждого участника как помогает, так и показывает зоны роста. В этой группе будет одна программа обучения, но у всех будет разный результат. И повлияют на него как накопленные компетенции, так и неразвитые стороны.

Но если у программиста в прошлом был опыт ведущего мероприятий, и он устал сидеть за написанием кодов, и пришел на курсы по речи, чтобы вернуть былые навыки, он будет самым прогрессивным учеником. Как вам такой поворот?

Теперь мышление. Каждый мыслит со своей скоростью. Кто-то привык вдумчиво и скрупулезно вникать в задачу, а кто-то читает между строк и схватывает на лету. Логично, что одну и ту же обучающую программу они изучат с разной скоростью. А если дело не в скорости?

Один привык советоваться с близкими перед принятием решений, а другой всю жизнь рассчитывает только на себя. Кто из них быстрее внедрит советы из обучения?

Один боится промаха, а другой привык рисковать. Кто из них набьет первые шишки, зато быстрее все попробует и найдет оптимальное решение? Может, самый рисковый? А может, он рискует, а после провала на полгода уходит в депрессию, и за это время его обгоняет тот, кто боялся промаха, потому что всё просчитал и теперь движется спокойно?

Получается, что то, как мы принимаем решения по жизни и скорость нашего мышления влияют на получение конечного результата. А как быть с темпераментом и системой ценностей?

Характер и ценности: как они влияют на обучаемость и результат?

Характер — это список свойственных нам реакций. Вспыльчивый характер у людей, кто импульсивно реагирует на слова и новости, тихий характер у тех, кто старается не привлекать к себе особого внимания. Про кого-то говорят «пробивной», а про кого-то «мнительный». Как думаете, можно ли забыть об этих особенностях, когда стремишься повторить чей-то успешный успех? Ведь вы можете брать в пример экстраверта с высоким уровнем энергии, но ваш характер просто не совпадет с методами вашего «примера». А в неудаче винить вы будете себя.

Ценности – это то, за что вы боретесь несмотря ни на что. У кого-то высочайшая ценность – семья. Но что это значит? Это про благосостояние семьи, когда «все деньги в дом»? Или про то, что нужно максимум времени проводить с близкими, а значит, дела надо делегировать, или вообще не выходить в масштаб? Или это про семейный бизнес? 

Ценности очень, очень сильно влияют на достижение результата. Например, ценность свободы поможет открыть бизнес, но будет бесполезна в наемном труде. Ценность честности поможет создать себе имя на основе фактов, но если ваша путеводная звезда работает на хайпе – вы никак не повторите ее успех, потому что ценность определяет действия.

Получается, характер и ценности влияют на результаты: денежные, трудовые, имиджевые. А как же наши мотивы и цели?

Цели и мотивация: у кого быстрее получится то, что хотите вы?

Представим: вы хотите раскрутить блог.

Вы покупаете обучение по контенту. С вами в группе люди с разными целями. Один хочет стать медийным и влиять на других, другой хочет больше продавать, а третий – просто хочет определиться, что делать в соцсетях и по жизни в целом. Кто быстрее заработает денег на блоге? Может, тот, кто пришел с денежной целью? Возможно, но… у него может быть характер «попрыгуньи-стрекозы», а предыдущий опыт настолько далек от продаж, что из курса он не поймет почти ничего.

Может, «выстрелит» тот, кто пришел определяться по жизни? Может. Потому что если курс вдохновит на действия, а материал поможет разложить по полочкам возожности, то человек поймет, как ему реализоваться. Таких примеров много: когда люди заходят в обучение «познать мир», а выходят с четкой идеей, кем хотят быть. И оказывается, у них давно есть все, что нужно, чтобы стать востребованным.

Получается, что цель безумно важна, но она работает в связке с опытом, мышлением, характером и ценностями.

Мотивация тоже у каждого своя. Кто-то поставил цель «стать топом за этот год», и будет использовать любые возможности для этого. А кто-то пришел «попробовать». Вы были на каждой стороне по жизни, вспомните эти ощущения. Когда у вас «горит», вас не остановить. Когда огонька внутри нет, когда вы купили курс, хотя уже нет сил на действия, результат будет нулевым.

Получается, что личные причины плотно влияют на результат, так же как и уровень вовлеченности. А что насчет темпа роста и приоритетов?

Скорость и приоритеты: ваш темп – это ОК, или надо ускориться?

Быстро ли вы читаете? Думаете, говорите, печатаете? Быстро ли принимаете решения, анализируете? Быстро ли применяете на практике знания, находите новых знакомых? Быстро ли вы меняете планы? А есть те, кто медленнее вас? А те, кто быстрее?

Согласитесь, что на вашу скорость влияют сразу несколько вещей: ваш опыт (то, что вам хорошо знакомо, вы можете делать быстро), ваш характер (холерик и меланхолик явно отличаются в скоростях), а так же ваши цели (ведь там есть сроки) и мотивация («горит» ли у вас).

Чем больше вы идете по пути, тем вы продуктивнее. А в новом деле для вас каждый шаг – это ступенька, и нужно учиться ее перешагивать.

Уважайте свой темп. Вы никому не должны быть каким-то другим. И не стыдите себя за то, что не успеваете за кем-то. Вы живете свою жизнь и только вам виднее, с какой скоростью идти. Однако…

Если ваши промедления связаны со страхом, прокрастинацией и малым опытом, это нужно исправлять.

Например, вы хотите записывать видео для соцсетей. Чтобы записать ролик всего на 1 минуту, у вас уходит пару часов. Нормальный ли это темп? Нет, если этот ролик – не цель всей вашей недели.

Вы делаете каждое действие долго, потому что у вас мало практики, нет автоматизма, а может, даже нужных знаний нет. Всё поменяется, когда вы пройдете обучение и снимете десяток таких роликов.

И наконец, приоритеты. Люди, на кого вы равняетесь, могут ставить в приоритет не то же самое, что вы. Например, человек хочет успеть за год сделать рывок в работе с помощью соцсетей и выступлений. Значит, вместо вечерних сериалов он будет смотреть курсы. Вместо походов в SPA-салон поедет в студию снимать контент. Вместо встреч с друзьями поедет на бизнес-завтрак. И скорее всего, вместо полноценного сна будет ночами писать статьи, обрабатывать фотки для свежих постов и придумывать, как провести новый тренинг или вебинар.

Да, с точки зрения колеса баланса это сомнительная история: а как же отдых, ресурс и гармония. Но это вопрос приоритетов и цели. А со стороны люди увидят просто классный контент и овации после выступлений. Хотя цена этого вопроса – расстановка приоритетов и отказ от одного в пользу другого.

Выводы

Не сравнивайте свое начало с чье-то серединой. Не судите свой темп по темпу другого человека. У каждого свои цели на курс, на нетворкинг, на поход в ресторан и на жизнь в целом.

Нельзя измерять стратегии успеха по меркам других людей. Успех – это как одежда, сшитая на заказ. По индивидуальным лекалам, с тканями от разных производителей из разных стран, с фурнитурой ручной работы.

Только вы знаете, какой ценой вам дается каждый шаг. Никто не в праве вас судить и оценивать.

Поэтому приходя на курс, тренинг, в наставничество, или начиная новое дело, помните: глубина лужи для каждого ощущается по разному.

С вами всё ОК, главное – трезво и честно выставлять к себе ожидания.

Total
0
Поделились
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья

Игромастер, игропрактик, игропедагог: кто это и зачем нужна геймификация образования

Следующая статья

Как мы блокируем собственный успех

Топ услуг, которые легко продать клиенту