«Актер должен оживлять всё, к чему прикасается.” Владимир Высоцкий
Как актёрские техники могут помочь в развитии компетенций лидера? Как можно усилить свои способности, развивая талант перевоплощения, игры, учитывая предлагаемые обстоятельства, которые преподносит вам жизнь?
Быть лидером непросто!
Действительно, лидер имеет много обязанностей и обязательств. К лидеру много требований! Список компетенций, которому он должен соответствовать, огромен. В нем и личностные, и межличностные, и профессиональные качества и навыки.
Ясно одно – современный мир диктует новые непростые условия существования и преуспеть в них лидеру возможно, если он мыслит нетривиально, осваивает новые навыки и применяет самые передовые технологии.
Но не только! Наравне с передовыми технологиями можно использовать испробованные и давние техники актерского мастерства, которые помогут развить такие качества, как креативность, интерактивность, видение цели, способность придавать силы, страстность, вдохновение и харизма. Их необходимо развивать, чтобы быть на вершине лидерства, то есть быть трансформирующим лидером и качественно организовывать работу своей команды в период изменений.
Лидер – актёр
Какими качествами должны обладать актеры? Прежде всего, это заразительность, харизматичность, эмоциональность, эмпатичность и обязательно воображение, партнерство и умение импровизировать.
Как вам такой минимальный набор? Очень он подходит и лидеру. Позволю себе перефразировать Высоцкого: лидер должен оживлять все, к чему прикасается! Именно поэтому я рекомендую лидерам использовать те инструменты, с помощью которых актеры развивают в себе вышеперечисленные способности и навыки, те профессиональные умения, без которых невозможна актерская карьера.
Каждый лидер должен развить в себе эти качества, так называемые «мягкие навыки», которые также становятся для него частью профессии, и, повторюсь, актерство здесь помогает очень. Ведь лидер – это актёр, он воплощает определенные роли в разных ситуациях, но, не теряя себя и оставаясь подлинным, настоящим, вызывающим доверие у людей.
Как и для чего можно использовать актерский подход?
Есть много актёрских тренингов для людей бизнеса, где вы сможете в групповом формате поработать над определенными компетенциями. Очень востребованы упражнения на снятие телесных зажимов, на дыхание и движение, жесты, упражнения по работе с эмоциями и этюды на создание разных образов. Работа в парах помогает разобраться в тех предлагаемых обстоятельствах, которые вызывают у вас затруднения. Все это очень эффективно работает в живом формате. Но описать их сложно, их нужно показывать. В рамках этой статьи я смогу познакомить вас только с некоторыми приемами для индивидуальной тренировки тех компетенций, которые наполняют смыслом актерскую профессию, создают глубокий подход и могут быть полезны лидеру в развитии его осознанности.
Как интеллект помогает воображению?
Начнем с воображения. Без него актёр не работает. Константин Райкин на вопрос: “Как можно сыграть чувство, которое никогда не переживал?”, ответил: “У актера есть одна особенность, которую он развивает, учась в институте, это – воображение!”.
А воображение лидера? Какие компетенции помогает развить эта способность? Википедия сообщает:
“Воображение – это способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались, или же, вообще, не могут быть восприняты посредством органов чувств. Эта способность человека создавать образы и манипулировать ими, играет важную роль в таких психических процессах, как: моделирование, планирование, творчество, память, мышление. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах», является воображением”.
В общем-то, все понятно, но насколько сильно развит у вас этот навык? Конечно, способность воображать и создавать видение дана нам, так сказать, свыше. Людей, которые этого не умеют и страдают «афантазией», как назвали эту особенность ученые, не так много. И все же, как вы работаете с этим, а значит, как вам эта способность помогает моделировать, планировать, мыслить?
К.С.Станиславский много десятилетий назад предупреждал: “Актёр, чей внутренний мир не развивается, становится, в лучшем случае – ремесленником, в худшем – халтурщиком”.
Дело в том, что развить воображение невозможно без развития интеллекта. Именно поэтому Станиславский называл актерский тренинг «тренингом интеллекта».
Развитие мыслительных способностей он ставил во главу угла, потому что воображение не является само по себе, ему нужна пища, которую поставляет интеллект, накапливая в памяти впечатления разного рода. Для этого надо уметь наблюдать, впитывать знания, запоминать подробности, читать разнообразную литературу – без этого актёр не сможет хорошо перевоплотиться.
Как это может пригодиться лидеру?
Прежде всего, этот подход развивает интерес к жизни, к людям, что выражается в умении наблюдать и понимать, слушать и слышать, выявлять модели и, как следствие, уметь их применять в своей работе.
Во-вторых, лидер, воображая не просто так, а с использованием знаний о мире, прокачивает умение создавать видение будущего, обучается планированию, ведь, собственно, воображение – это и есть планирование. Только планируя, мы задаём себе вопрос: «Что будет, если?», а воображение даёт нам другой подход – «Что было бы, если бы?». Станиславский называл его «магическим «если бы», подчеркивая способность воображения действительно менять мир с помощью действия, которое неизменно следует за активным воображением.
Итак, задайте себе вопрос: «Что я стал бы делать, если бы созданный мною вымысел стал действительностью?». На этот вопрос вас потянет ответить действием. Запишите его, разбейте на этапы, запланируйте, делайте! Забавно, но это очень похоже на коучинговый подход, о котором, конечно, Станиславский не знал. В общем, интеллект помогает разбудить воображение. Для этого надо заставить ум отвечать на вопросы до тех пор, пока не будут исчерпаны готовые ответы, и воображению волей-неволей придётся включиться в работу.
Художественный текст как инструмент развития воображения.
Чтение книг – самый надежный способ развития интеллекта и воображения, но не каждый владеет этим искусством. Это творческий процесс, это возможность создать своё представление о герое и атмосфере произведения, это развивает фантазию и память, внимание и наблюдательность. Главное, понимать, зачем вы читаете книги и как вы их читаете.
Актеры читают, тщательно работая с содержанием, выделяя и конспектируя мысли, фразы, свои наблюдения. В театре есть такой период – застольный, во время которого ещё до выхода на сцену актеры обсуждают своих героев, их поступки, их стратегии в предлагаемых обстоятельствах пьесы. А вот потом уже, через этюдный метод, актеры ищут образ роли, вживаются в неё.
Кстати, такой «застольный период» вы можете организовать и в групповом формате: возьмите интересную пьесу и обсудите ее коллективно. Мой опыт проведения таких мероприятий показал, что это очень вовлекающе действует на людей, вызывает интерес. Например, анализируя стратегии героев трагедии «Гамлет» Шекспира, разбирая их мотивы и поступки, руководители начинают лучше видеть типологию людей, замечают модели поведения и приемы их использования.
Для лидера полезно встать на точку зрения других людей, понимать их, сочувствовать, учиться управлять отношениями.
Как это можно организовать в индивидуальном формате?
Возьмите за правило читать художественное произведение, как будто вы будете исполнять одну из ролей, делайте записи о разных типах людей, которые в книге встречаются, сравнивайте их с теми, с кем взаимодействуете в жизни.
Ещё из книг можно позаимствовать модели речи. Например, тексты из «Исторических хроник» Шекспира помогут поработать с вдохновляющей речью лидера и даже с речью обличающей, гневной. Это очень важный процесс в актерском мастерстве – через речь, интонации, смысловые и голосовые, вживаться в образ, становиться кем-то другим. Работа с текстом входит в первый круг внимания актера при подготовке к роли.
Образы шекспировских королей дают возможность перевоплотиться лидеру и почувствовать себя в разных непростых ситуациях, включить воображение и проиграть непривычные на первый взгляд обстоятельства, используя речевые модели шекспировских героев. Это вы можете делать самостоятельно, просто читайте текст, выделяйте метафоры, а их там огромное количество, определяйте смыслы и перед зеркалом исполняйте данную роль. Затем можете попробовать произнести такую речь на современном языке, используя метафоры нашего времени. Это, кстати, очень повлияет и на умение публично выступать.
Внимание и виды общения
Любой театральный тренинг начинается с упражнений на внимание. Первое, чему учится актёр, это умению воспринимать и слышать окружающий его мир. Тренинг общения с партнером – это, прежде всего, тренинг внимания к партнеру. Станиславский называл такое внимание «бдительностью чувств». Это необходимо, чтобы улавливать оттенки голоса партнера, открыть в лице партнера черты, которых раньше не замечал, чтобы видеть детали.
Внимание к кому-либо есть начало общения. Но внимание может быть направлено и на себя, на ту внутреннюю сущность, с которой актёр общается во время монологов. Все это требует особого подхода.
Тренинг на внимание проходит в три этапа:
- наблюдение за объектом общения (живым или неодушевленным);
- нахождение точки внимания при общении с самим собой;
- нахождение точки внимания при общении с партнёром.
Актёр должен научиться умению собирать внимание в одну точку. Вы можете начать развивать в себе внимание к объекту, это и есть начало общения. Самое простое упражнение на сбор внимания: рассматривать предметы, окружающие вас, не упуская детали, а потом придумать историю предмета, вникая в его сущность и назначение.
А где же находится точка внимания в момент самонаблюдения? Станиславский утверждал, что этим центром внимания является не головной мозг (обычный центр нашей нервной психической жизни), а центр, находящийся в солнечном сплетении (духовное сердце согласно некоторым эзотерическим традициям), и когда умственное внимание направляется к духовному сердцу, то человек вступает в подлинное общение со своим глубинным «я».
Для актера такая согласованность умов является гарантом верного самоощущения и достоверности, для лидера это возможность наблюдать за собой во время общения, при принятии решений (ум с сердцем не в ладу?) и при публичном выступлении быть естественным и убедительным. Простое упражнение: что бы вы ни делали, концентрируйте внимание внутри себя, в области солнечного сплетения, слушайте себя, наблюдайте за собой. Надо ли говорить, что это помогает развивать эмоциональный интеллект?
И третье – это точка внимания при общении с партнёром на сцене и установление контакта с партнёром. Американский актёр Эд Хукс говорил: “Нужно, чтобы ваша игра оказывала на партнера по сцене реальный эффект. Иначе вы играете сами с собой”.
Для лидера это очень важно – устанавливать контакт и оказывать эффект. И здесь необходимо, прежде всего, установить контакт с партнёром. Это особая задача и в условиях сцены, и в условиях делового общения. Здесь недостаточно общего интереса; нужно полное погружение в партнера. На сцене взаимодействие партнеров происходит ещё до того, как будет произнесена первая реплика. После того, как актёр сосредоточил внимание на объекте, он устанавливает с ним контакт. Это можно сделать при помощи глаз или внутреннего чувства, когда объект общения все время находится в поле вашего интереса, даже если в данный момент вы его не видите.
В жизни мы можем использовать упражнения на подстройку, когда вы «слушаете другого всем телом, а не только ушами», вы должны искать точки внимания при взаимодействии с партнёром, это могут быть глаза, жесты, движения, интонации. Начинать можно с чего-то одного, постепенно добавляя ещё одну точку внимания.
В бизнесе партнёрство, команда – это ключевое условие для успеха. Лидер должен уметь создавать, развивать отношения с командой, должен вести за собой и вдохновлять. На сцене партнерство создаёт творческий процесс. В одиночку спектакль не сделаешь, и если актёр тянет одеяло на себя, не умеет быть в партнёрстве, то и спектакль выйдет однобоким. Попробуйте сделать со своей командой небольшой спектакль, и вы все поймёте о каждом из участников, поймёте, насколько они ответственные и творческие люди, и являются ли они командными игроками.
“Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным”, – говорил Станиславский. Мне кажется, что это очень нужно любому профессионалу, и конечно, лидеру, ведь вести за собой людей, делая это прекрасным образом, и есть одна из сторон лидера, трансформирующего действительность.