Часто слышу от клиенток «нужно еще пройти курсы», «вписалась в новое обучение», «слушала обучающий вебинар», «проходила мастер-класс» и т.д. Топ-5 ответов на вопрос «Зачем вам это?»:
– повышать свою квалификацию,
– быть в курсе новинок отрасли,
– может что-нибудь полезное узнаю,
– просто для саморазвития,
– я так отдыхаю.
Тенденцию на непрерывное образование трудно отрицать. Я и сама иногда чувствую себя неудобно (даже тревожно), если больше 3 месяцев не учусь чему-нибудь. Почему так?
Одна из причин такой реакции может быть популярный синдром самозванца. Совсем недавно я нашла еще одну. Хочу с вами ею поделится и обсудить. После прочтения статьи, напишите, пожалуйста в комментариях ваше мнение.
На одной сессии с супервизором мы разбирали клиентский случай: у ребенка были трудности с адаптацией в коллективе, воспитывался он в религиозной семье. Я тогда работала психологом в школе и не знала, как выстроить работу с ним. Супервизор тогда мне сказала:
– Религия – это замечательно! Это именно то, что нужно развивающейся детской личности. Она дает четкую структуру мира, понимание, что «хорошо», а что «плохо».
То, во что человек верит, ложится в основу его мировоззрения.
Что такое мировоззрение? Одна из важнейших конструкций личности человека. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации (С. Ю., Головин. Словарь практического психолога).
Во что мы верим сейчас? В Бога? В науку? На чем базируется наше мировоззрение сейчас?
Давайте подробнее раскрою мысль на примере истории нашей страны. Очень долго Русь, Российская империя была под большим влиянием православия. Все традиции, знаковые события в жизни людей (свадьба), быт определялись принципами и нормами религии. Мировоззрение человека тоже. «По вере» решали спорные вопросы, конфликты, судили. Постепенно первенство на этом пьедестале религия стала делить с наукой. Появились законы, своды правил, светское обучение становилось более доступным. Всё это потихоньку меняло взгляды человека.
Затем в октябре 1917 года императорскую власть сменила власть Советов. Началась систематическая чистка культуры, менялся образ жизни людей в целом. В основу мировоззрения человека ложилась наука и светское образование. Думаю, историю и основные события вы знаете. Понимаете, к чему я клоню.
В современном мире человек может сам выбирать во что верить: в науку или религию, а может и в то, и в другое. Однако вес образования и науки объективно больше. Есть одно НО…
Религия обозначает четкие границы мира. Человеку не нужно думать, исследовать, предполагать. Все просто, четко, понятно. Она дает прочный фундамент, на котором строится мировоззрение личности.
Образование и наука показывают бесконечность мира. Они позволяют нам самостоятельно устанавливать его границы, а потом расширять их. Из-за этого наука – как фундамент мировоззрения, довольно шаткая конструкция. Чтобы опора была более прочной, нужно учиться, постоянно обозначать и расширять границы своего мира.
С одной стороны, это двигает нашу цивилизацию вперед. С другой, мы испытываем тревогу, что «мало знаем» в своей сфере, «надо бы еще подучиться». И всё никак не станем на твёрдую почву.
А если уж совсем «заземлённый» пример: только упаковала блог и научилась делать прогревы, как люди придумали воронки продаж (ирония).
Нашему мировоззрению нужна опора. Сейчас оно опирается на науку, на обучение, на самообразование. Но эта опора имеет слишком гибкие границы, что может вызывать у человека тревогу, выражаться в ощущении «недостаточности» в профессии, в жизни. А хочется спокойствия, уверенности. Вот мы и учимся без конца, чтобы наш личный мир обрел чёткие, понятные очертания.
Получается, образование – современная религия?
Спасибо, интересная статья!