Коучинг помогает правильно ставить четкие цели и успешно их добиваться. Звучит заманчиво и многообещающе. Но все ли так просто и однозначно в коучинге, достаточно ли прийти с запросом «Я хочу» и получить желаемое по мановению волшебной палочки?
Несмотря на то, что коучинг стремительно набирает популярность, остается еще немало заблуждений и открытых вопросов. Приоткроем завесу неизвестности и познакомимся с интересными фактами о коучинге.
Ответственность клиента
Между коучем и клиентом устанавливаются профессиональные отношения, в которых оба являются партнерами. У каждой стороны своя зона ответственности. Нельзя просто прийти к коучу с запросом и ожидать, что он вылечит, даст проверенный план действий и решит все вопросы. Так коучинг не работает.
Что должен клиент:
- сформулировать запрос, который необходимо проработать на коуч-сессии. Без сформулированной четкой цели обращаться к коучу — бесполезная трата времени и финансов;
- быть готовым к ответственности за свой выбор, решения и конечный результат. Как ни странно, за это отвечает сам клиент;
- клиент должен быть компетентен в той области, в которой ставит перед собой цель. Коуч не сможет помочь преподавателю литературы открыть строительную компанию.
Ответственность коуча
Возникает закономерный вопрос, за что же отвечает коуч, если, казалось бы, все самое важное должен сделать сам клиент?
Коуч должен:
- быть «зеркалом» — честно говорить клиенту и показывать текущую ситуацию и перспективы, но не давать оценивающих характеристик;
- подвести клиента к наилучшему решению для достижения его цели;
- не настаивать и не переубеждать клиента, даже если не согласен с ним. Если клиент не против, коуч может лишь высказать свое мнение;
- не выходить за рамки своей зоны ответственности.
Важно! Коуч не учит и не советует. Специалист помогает клиенту объективно оценить ситуацию и самостоятельно прийти к верному решению.
Кому коучинг не нужен
Коучинг — не панацея, и несмотря на заманчивые перспективы, стоит сначала задуматься, действительно ли вам это нужно.
Коучинг не нужен:
- если человек еще не научился брать ответственность за свои решения на себя и винит в неудачах окружающих;
- тому, кто не готов сам выкладываться на 100 %, чтобы достигнуть цели;
- в случае, если клиент «не горит» своей целью и настроен скептически;
- тому, кто не может двигаться вперед, копаясь в ошибках прошлого. В этом случае нужен сначала психолог;
- в типовых ситуациях и вопросах, где уже существует множество работающих практик и программ обучения.
«Правильная» цель
Большая доля успеха в коучинге зависит от «правильности» цели клиента.
Критерии такой цели:
- позитивность — происходящие изменения должны иметь положительный эффект;
- находится в зоне ответственности клиента. Невозможно повлиять на то, что находится вне нашей зоны;
- соответствует SMART — Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Attainable (достижимый), Realistic (реалистичный), Tangible (осязаемый).
Выгода или маркетинг
Некоторые коучи продают свои услуги сразу пакетом из 10-12 сессий с учетом скидки при оплате целого пакета. С одной стороны, это выгодное предложение для клиента. С другой стороны, коуч не имеет ни малейшего понятия, не встретившись с клиентом и не погрузившись в суть вопроса, не оценив текущую ситуацию, сколько потребуется времени и усилий для достижения клиентом его целей.
Ход и длительность работы в большой степени зависят от того, как будет работать сам клиент. И это невозможно предсказать заранее. Инвестируя в себя, лучше избегать «пакетной» выгоды.
ICF
Профессия коуча не такая творческая как может показаться на первый взгляд. Международная федерация коучинга (ICF) — профессиональная ассоциация персональных и бизнес-коучей вырабатывает строгие стандарты для коучей. Федерация полностью регламентирует работу специалиста, способствует развитию этой профессии, проводит аккредитацию. Выбирая для себя коуча, обязательно интересуйтесь его образованием и бэкграундом.
Востребованность коучинга
По данным iPEC, компании, занимающиеся подбором коучей, ежемесячно обрабатывают 1,5 млн запросов. Согласно одному из последних исследований ICF, мировая выручка от коучинга составила приблизительно 2,8 млрд долларов США.
Анализируя эти данные, сомнения в эффективности коучинга начинают рассеиваться. Не могут всемирно известные корпорации тратить огромные суммы на то, что не приносит результат. Есть о чем задуматься.