… Выйдя не так давно из сумрака кризиса на рынок в новом качестве – коуча и начав продвигать свои услуги, я почувствовала стойкое ощущение дежавю. Я будто вернулась на 25 лет назад. Потому что, когда в конце 90-х я из университетской среды я пришла в сферу рекламы, словосочетание “менеджер по маркетингу” (так я сама себя назвала) звучало прямо-таки неприлично и вызывающе. Никто толком не понимал, кто такой менеджер, еще меньше понимали, что такое маркетинг.
Но я была молодая и амбициозная, до рекламной сферы работала на кафедре Международного факультета, специализировалась по востоковедению, занималась исследованиями предпринимательства (весьма непопулярная тема в постсоветской стране) – в общем, понтов у меня хватало, ещё больше меня вела миссия просвещения. Отечественные названия казались (да и были) архаичными, не красивыми и не воодушевляющими, поэтому я не сдавалась. А среда хоть и сопротивлялась, но в целом поддерживала.
С тех пор воды утекло много, эти понятия стали привычными. Но “всё течёт, всё меняется” и дальше, сегодня жизнь особенно бурная, постоянно подкидывает новое. И я, так или иначе, снова оказалась в гуще событий. Теперь – с коучингом, про который сейчас много говорят, часто – много нелестного, даже слово придумали хлёсткое и обидное – “инфоцыгане”.
Хотя, вообще-то, эта тема не так уж нова – коучинг возник в спортивной среде примерно 50 лет назад, оттуда перешёл в корпоративную (ведь бизнес – это во многом про достижения), и в России развивается лет 20. Но он существовал относительно тихо в сфере того же спорта и HR, и лишь не так давно стал входить в масс-культуру. Как водится, без перегибов не обошлось. Так что же происходит?
Есть такая схема – цикл зрелости технологий Гартнера. Вообще, непосредственно она иллюстрирует развитие стартапов, но её вполне можно использовать для иллюстрации внедрения в информационное пространство любого новшества.
Что мы видим на ней по нашему предмету? Поскольку коучинг в России развивается достаточно давно, он уже прошёл фазу завышенных ожиданий. А так как школ и подходов в нём много, плюс, на пике популярности к теме на этой волне появляется много “пены”, то она на текущий момент находится как раз на стадии “Пропасть разочарования”. На хайпе сейчас недостатки, перегибы, слабые места и ограничения, и технологии выносится «смертный приговор», особенно со стороны СМИ (вспомним пресловутых “инфоцыган”).
Но это – явление временное. Как видно из схемы, следующий этап развития – “Склон просветления” – фаза реабилитации, в рамках которой действительно актуальные технологии после некоторой адаптации находят применение. А поскольку вообще-то коучинг – технология, дающая результат, проверенная временем, имеющая свои стандарты и кодекс (сейчас процесс стандартизации и сертификации активно разворачивается и в России), то нет сомнений, что трудный участок будет пройден, и она станет у нас такой же привычной, как маркетинг с брендингом. А со временем – как поход к участковому терапевту. И мы сможем пользоваться коучингом для преодоления вызовов и решения задач, стоящих перед страной, экономикой и каждым из нас в отдельности.
Схема отсюда: https://clck.ru/y6GRc